Cвадьба в старину

 

Школа ведущих, тренинги, семинары, мастер - классы. Обучение аниматоров, ведущих

Получить 30% скидку на обучение в Школе ведущих К.О.Т на интенсив-курс

"Универсальный К.О.Т или ведущий праздников 2 в 1"  можно ЗДЕСЬ


Свадьба в старину, о старинных свадебных традициях.


О старинных свадьбах сохранилось очень мало сведений.

Описание свадеб появляется у нас только с половины 18 в, а собирать сведения о народных свадебных обычаях начали в начале 19 в.

«Свадебным» временем на Руси исстари  считались недели, которые начинались с 6 января и продолжались до Масленицы.

В это время проходило сватовство и разыгрывались свадьбы, но преимущественно они игрались на Красную горку.



Откуда произошло название свадьба?


Одни говорят, что свадьба, сходствующая с латинским словом  Свада, богиня веселий у римлян, обратилась в значение нашей свадьбы,

другие производят от глагола сводить, основываясь на том, что брак – это соединение двух лиц; другие производят от святости ,

утверждая, что славяне свято чтили брак; но свадьба произошла от древнего слова свататься, означавшего прежде сговариваться, соглашаться.


Выражение же «играть свадьбу» произошло от употребления игр и забав во время свадебного веселья.


Из исторических материалов известно, что в самые древние времена особой честью для молодых людей было приобретать жен воровством.

Не мог молодой человек иметь девицу своей женой, пока не украдет ее.

 

спартанская свадьба

 


Спартанцев, например, с детства приучали к искусному воровству. 

Неудачное похищение наказывалось розгами, и это не считалось пороком: похищенная девушка была всеми признаваема за настоящую жену.


У римлян также было в обыкновении похищение девиц, этот обряд существовал и у германского народа, потом перешел и к славянским племенам.

Во время игр и плясок мужчины выбирали невест и уводили их с собой как жен.


Сговорки,  или пропивание, всегда давали в доме невесты.

 

русская свадьба



Договорившиеся сватовья садились за стол распивать чай и вино с закусками.

Невеста в это время сидела где-нибудь у печки – стонала, плакала и причитала, если сама не умела, то к ней приглашалась женщина – «выльница».

Во все время, когда «сговоренка» считалась  просватаной, до венца родные не заставляли делать никакого дела.

Подруги находились у невесты и шили приданое – белье и платья.


В назначенное время, за неделю или за три – четыре до брака, бывало рукобитье.

Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников, ехали или шли к отцу и матери невесты в дом для пированья на рукобитье.

Это первое веселие – пированье у невесты.

Стороны жениха и невесты били по рукам, то есть подавали друг другу руки; таким образом  возникло обручение.


После рукобитья  до девишника в разных местностях время проходило разнообразно: в одном месте жених посещал невесту каждодневно, а в некоторых местах редко.

В одних местах невеста  при встрече жениха , а также во время его пребывания не показывала лица, сидела под платком и причитала.

В некоторых местах невеста встречала жениха, угощала чаем, сидела за столом, а жених приносил подарки, закуски и гостинцы. Девушки после пели песни.

Все такие посещения женихом невесты назывались «побывашки» и «проведки».

Так продолжалось до девишника, и торжество этого дня превосходило  все посещения, потому что это последний день девичьего житья.


В течение всего просватанья невеста сидела за столом, покрытая платком, своего лица посторонним не показывала,

работы домашней не выполняла, только лила слезы да причитала.

В церковь она тоже ехала закрытая платком, и лицо ей открывали, только когда надевали венцы и обводили вокруг налоя.

После венчанья все слезы и причитания заканчивались. Новобрачных везли в дом  жениха, отец и мать которого встречали их с хлебом-солью и с образами,

благословляли: отец – иконой, а мать – хлебом-солью и иконой, а затем новобрачных благословляли крестный и крестная жениха.



Потом их вводили в особую избу или горницу, где наскоро кормили, а родных усаживали за столы.

Новобрачных сажали на шубу – шерстью к верху – посреди стола.

И начиналось столованье: пили, ели, что называется, до увалу.

Только новобрачные не должны были ни пить, ни есть, а сидеть плотно за столом, рука с рукой, нога с ногой, чтобы кошка не  пробежала.


По окончании стола гости били тарелки и рюмки. Затем молодых отводили спать в особую горницу, у порога  которой били горшки и прочее.

В спальню новобрачных провожала сваха и делала разные наставления и приговорки, вроде: « На первую ночку паренька и девочку»


Постель новобрачных.


Новобрачных не клали спать в жилой избе, а в пустой и нетопленой, даже если это было зимой.

Некоторые нарочно строили для этого отдельные покои. Постель была из соломы и покрывалась полотном.

Это делалось для того, чтобы дети у новобрачных были здоровыми и не боялись холода.


Когда новобрачные оставались одни, молодая должна была разуть мужа, у которого в сапоге были положены  деньги.

Эти деньги новобрачная брала себе, благодарила мужа, а затем они укладывались на постель.

Деньги муж клал в сапог, чтобы они водились у жены всю жизнь.


Княжий стол новобрачных

 

свадьба в старину

 

Княжий стол готовился у новобрачного на второй день после свадьбы.

Утром, подгулявшие еще с вечера родные, приходили «поднимать молодых»,

но в спальню будить молодых входила одна только сваха.

Новобрачные входили после умывания и наряжения в избу, их сажали за княжий стол,

после новобрачных за столы усаживались прочие родные, а затем начиналось  угощение – завтрак.

По окончании завтрака  новобрачных снаряжали в путь к тестю и теще

и  прочим родным новобрачной – звать на княжий стол. У тестя  их угощали чаем и закусками.


Новобрачные, пригласив тестя, тещу и всю новую родню на княжий стол, возвращались домой, а  за ними тотчас приезжали и званые гости.

Новобрачные усаживались посреди стола, а новая родня садилась около новобрачных, занимая первое место в переднем углу.

Отец и мать новобрачного за стол не садились, ходили у столов и угощали гостей.

При каждом кушанье, поданном на стол, отец и мать новобрачного говорили: «Покушайте, гости хорошие, дорогие!»

 


Подгулявшие гости за княжим столом очень часто обращались к новобрачным: «Горько, очень горько!»,

называли новобрачных по имени и отчеству, и просили: «Нельзя ли подсластить?» новобрачные должны были встать,

поклониться, поцеловаться «крест на крест» и сказать: «Покушайте, теперь сладко!»


Гость допивал из стакана или рюмки и говорил: «Вот теперь очень сладко», затем подходил к новобрачным и целовал их.

Таким образом за княжим столом только и слышалось «горько», а потому поцелуям не было конца.

В некоторых местностях, и у небогатых хозяев, когда был один стол после брака, то княжева стола не бывало,

и все церемонии и обычаи проходили за первым столом, после брака, как за княжим.


По окончании столования подгулявшие гости пели и плясали до полуночи.

Некоторые гости ночью уезжали по домам, а некоторые оставались ночевать у новобрачных.


Третий день свадьбы


На третий день оставались очень немногие. Третий день – праздник семейный.

Утром молодую заставляли поделать кое-какие дела около печки и смотрели, умеет ли она приниматься за стряпню,

в основном ее заставляли выпекать блины, которые она и подавала от печки на стол, кланяясь и прося покушать ее печения.

После обеда, ввечеру, к новобрачным собирались посидеть девицы, молодые женщины и парни.

Они пели песни, заводили разные игры и плясали.


Отводины


«Отводины» бывали через неделю или более. «Отводины» делал отец молодой и все прочие ее родные, бывшие на свадебном пиру.

В назначенный день для «отводин» тесть ехал звать к себе зятя и дочь, а также всех родных зятя. 

С окончанием «отводин» свадьбу считали оконченной.


свадьба в старину

 

 

 

 

Проведение свадеб, тамада на свадьбу >>>

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 


 


 



Проведение свадеб, тамада на свадьбу >>>

 

 

Карта сайта

 
Designed by Lemoon